Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство НСТ и народно-го современного танца. Хореография сформулировала целую систему спе-цифических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается художественный (хореографический) образ, кото-рый возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека.
Основу хореографического образа составляет движение, которое непо-средственно связано с ритмом. Многими авторами (такими как С.И. Бекин, И.О. Дубник и др.) хореографическое творчество рассматривается как одно из средств всестороннего развития дошкольников. Продуктивность художе-ственного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтези-рующим характером хореографической деятельности, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движе-ний.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, хореографов, посвя-щенных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выде-лить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полу-ченные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования образного мышления и его роль в хореографии.
Объектом исследования является процесс формирования образного мышления и его роль в хореографии.
Предметом исследования являются основы и принципы формирова-ния образного мышления и его роль в хореографии.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий формирования образного мышления и его роль в хореографии.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие образного мышления;
- изучить образное движение - основу хореографического мышления;
- детально проанализировать развитие образного мышления и фанта-зии у детей дошкольного возраста на занятиях хореографии (мастер – класс);
- проанализировать педагогические условия формирования образно-художественного мышления будущего артиста балета.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по хореографии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ХОРЕОГРАФИИ
1.1 Понятие образного мышления
Образное мышление, как одна из важнейших форм проявления мыш-ления, возникает на первых этапах развития человека. Это характерно для примитивного сознания, но в то же время и для детского сознания современ-ного ребенка, поскольку объективная реальность все еще чужда ему.
Эта форма мышления характерна прежде всего тем, что, в отличие от практического мышления, она выходит за рамки предшествующего ей дей-ствия и, следовательно, не возникает непосредственно в действии.
В этом отношении образное мышление ничем не отличается от высшей формы мышления. Единственное отличие состоит в том, что высшая форма мышления оперирует понятиями, в то время как образное мышление опери-рует представлениями. Итак, если практическое мышление - это мышление действиями, то логическое мышление - это мышление понятиями; образное мышление - это мышление представлениями, визуальными образами. Таким образом, эта форма мышления называется конкретным, объективным мыш-лением (Вернер), образным мышлением (Нико Марр) или визуальным мыш-лением (Бас) [12].
В случае практического мышления мысль раскрывается и воплощается непосредственно в действии. В этом отношении оно изначально объективно дано, но в нем нет тайны внутренней жизни субъекта, его скрытого опыта. Это один из феноменов объективной реальности, и поэтому он понятен и очевиден как тому, кто мыслит, так и тому, кто с ним связан, кто с ним рабо-тает.
Когда мышление утрачивает свою прямую связь с действием, оперируя только представлениями и понятиями, становится очевидным, что оно выхо-дит, прежде всего, за пределы внутреннего мира субъекта. В этом случае уже невозможно наблюдать за ходом мысли со стороны. Но поскольку человеку всегда трудно наблюдать свой собственный опыт, поскольку его знания все-гда направлены вовне, а не внутрь, ход мысли в этих обстоятельствах не мо-жет быть четко осознан самим мыслящим субъектом. Однако, как известно, бессознательное мышление нельзя рассматривать как мышление. Поэтому естественно предположить, что невозможно, чтобы мышление не было объ-ективно дано на этой стадии развития, когда оно замыкается в сфере чистых представлений. Маркс однажды заметил, что психика в действии и ее про-дуктах объективно дана, и в то же время указал, что психика может быть объективно дана и другими способами. В частности, он обнаружил, что непосредственной реальностью мышления является язык.
Сегодня эту позицию следует признать достаточно очевидной. На наш вопрос есть четкий ответ: образное мышление находит свое объективное вы-ражение если не в действии, то в слове, в речи. Следовательно, образное мышление доступно другим через слово, так что субъект может сам отслежи-вать свои собственные мысли и при необходимости вносить соответствующие изменения.
Как упоминалось выше, мышление включает в себя как темы, так и от-ношения. Поэтому, чтобы охарактеризовать образное мышление, следует ознакомиться с тем, как оно вас отражает. Далее рассмотрим описание пред-мета.
1. Как происходит понимание предмета в случае образного мышления? Самый простой способ ответить на этот вопрос - проанализировать содер-жание примитивных слов, поскольку, как упоминалось выше, образное мышление использует слова для передачи своего содержания.
Известное исследование Леви-Брюля («О мышлении диких племен»), основанное на богатом материале, особенно ясно показывает, что означает для дикарей содержание слов, что они подразумевают под тем или иным словом. Следует отметить, что в примитивных языках часто используется множество слов для обозначения одного и того же понятия, а не одного сло-ва. Например, племя лапов использует 41 слово для обозначения снега. Пле-мя лапов использует одно слово для обозначения «идти на восток», а другое - «идти на запад». Соответственно, они также используют разные слова для обозначения «идти на север» и «идти на юг». Что касается слова, которое обычно обозначает термин «ходить», то оно отсутствует в их языке. У пле-мени гуронов вообще нет глагола, обозначающего процесс принятия пищи; употребление разных продуктов называется по-разному: мясо - это одно слово, рыба - другое, в зависимости от того, что вы едите [8].
Короче говоря, в примитивных языках часто каждый отдельный объ-ект, каждое отдельное явление имеет свое собственное название; в примитив-ных языках вообще нет слов, обозначающих объект или действие, таких как человек, еда и т. д.; есть слова, обозначающие только индивидуальное, толь-ко конкретное.
Объяснение причин этого может дать точный анализ слов примитивно-го языка. Но принцип, по которому первобытный человек создает свои сло-ва, хорошо виден, потому что некоторые первобытные люди, говорящие на европейском языке, называются для них чужаками. Известно, например, что одно из примитивных племен на своем местном английском называло пиани-но «коробкой, которая кричит, когда по ней бьют».
Приведенный выше пример довольно хорошо показывает, что дикарь пытается передать наиболее точную картину в содержании слов. Но по-скольку образ предмета или явления всегда конкретен и индивидуален, по-нятно, почему племя лап использует 41 слово для обозначения, например, снега - каждое из них дает определенный образ снега, а их много.
Таким образом, совершенно ясно, что первобытный человек в своих словах имеет в виду индивидуальный образ; общее, абстрактное ему непо-нятно.
2. Однако использование слов без обобщения, как правило, невозмож-но, поскольку каждое слово подразумевает определенное обобщение. И дей-ствительно, существование слова имеет смысл только в том случае, если его можно использовать многократно, если оно имеет определенное значение, с которым человек должен встретиться снова, и, следовательно, его необходи-мо будет повторить. Следовательно, слово не может означать что-то совер-шенно определенное, индивидуальное, единое, потому что это слово, как только оно возникло, сразу исчезло бы вместе со своим значением. Соответ-ственно, слово примитивного языка также должно подразумевать обобщение — слово в принципе не может иметь совершенно уникального, индивидуаль-ного значения. Тот факт, что в языке племени тамов есть два разных слова, обозначающих «идти на восток» и «идти на запад», естественно, указывает на то, что эти слова являются общими, а не конкретными. На самом деле, «попасть в канализацию» можно совсем другим способом! Одно дело отпра-виться на восток сегодня, и совсем другое - завтра, потому что картина мо-жет быть не полностью идентичной в одно и то же время; кроме того, разные люди могут путешествовать на восток из разных мест в разных условиях. Тем не менее, есть только одно слово. Это означает все случаи «движения на восток», движения в этом направлении в целом [4].
Следовательно, неоспоримо, что образному мышлению присуще обобщение. Но как это происходит? В общем, мы можем говорить о движе-нии на восток, просто подразумевая все признаки, встречающиеся во всех возможных вариантах такой деятельности. Следовательно, необходимо вы-явить эти общие черты и руководствоваться только ими. Это также требует акта так называемой «абстракции», то есть выделения отдельных частей и характеристик целого и рассмотрения каждой из них в отдельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Л.Н.- «Сюжетные танцы».- Сборник танцев для детей.- М.: Сов. Россия, 1985 г.- 96 с.;
2. Барышникова Т.- «Азбука хореографии. Внимание дети».- М.: Рольф, 1992 г.;
3. Бекина, С. И. Музыка и движение / [С.И. Бекина и др]. — Москва, 1983.
4. Беликова А.Н.- «Бальные танцы».- Сборник танцев для детей.- М.: Сов.Россия, 1983 г.- 120 с.;
5. Беляева-Челомбитько, Г. В. Балет: эпоха sovietica (1917—1991 гг.) : учебное пособие / Г. В. БеляеваЧеломбитько. — Москва: Университет Натальи Нестеровой, 2005.
6. Беляева-Челомбитько, Г. В. История хореографического искусства России и зарубежных стран : учебно-методическое пособие / Г. В. Беляева-Челомбитько. — Москва, 2000.
7. Буренина А.И.- «Коммуникативные танцы-игры для детей».- СПб.: «Музыкальная палитра», 2004 г.;
8. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста).-СПБ.:ЛОИРО, 2000.
9. Красовская, В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века / В. М. Красовская. — Л.; М.: Искусство, 1963.
10. Кулагина И.В.- «Художественное движение»: Пособие для преподавателей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.- М.: Издательство «Флинта», Издательство «Наука», 1999 г.- 120 c;
11. Лифиц И.В.- «Ритмика». - М.: Издательский центр «Академия». 1999 г.;
12. Медведева, А. В. Наш Большой театр / А.В. Медведева. — Москва: Изобразительное искусство, 1977.
13. Мессерер, А. М. Танец. Мысль. Время / А.М. Мессерер. — Москва, 1990.
14. Русский балет : энциклопедия / [ред. кол. Е.П. Белова и др.]. — Москва: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. 8. Филатов, С. В. От образного слова — к выразительному движению / С.В. Филатов. — Москва, 1993.
15. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.- «Сафидансе»/ Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.- 352 с.